Часто задаваемые вопросы
Какие проблемы дошкольного образования помогает решить Программа дошкольного образования Рыбаков Фонда?
Основная сегодняшняя проблема - это перенос школьных методов в дошколку. Эта проблема усилилась в последнее время. Происходит вытеснение игры и у детей, начинает страдать речевое развитие, коммуникативные навыки. При этом этом они не выигрывают в знаниях, которые должны бы помочь детям подготовиться к школе.
Какие исследования подтверждают эффективность программы на нейро-физиологическом уровне?
Наш партнер доктор Адель Даймонд проводила исследования развития детей в наших садах и детей, развивающихся в других программах. Эти исследования показали, что дети, проведшие 1, а еще лучше 2 года в программе, овладевали своим поведением и показывали в школе более высокий уровень планирования и контроля по сравнению с детьми из контрольной группы.
Можете ли вы конкретизировать результаты данной программы? И как их отслеживать?
По новому стандарту отслеживание проводится по инструментам (ECERS и др. методика оценки качества программы) по характеру взаимодействия взрослых с детьми, по организации среды и по удовлетворенности родителей тем, что происходит в детском саду.

На американском материале у нас есть результаты, которые показывают, что взаимодействия взрослых с детьми, измеряемое по стандартизированным методам, существенно выше в нашей программе существенно выше по сравнению с другими детскими садами.

Эта методика называется CLASS (либо она будет переведена в России, либо будут созданы похожие). Методика оценивает то, как взрослые взаимодействуют с детьми в учебной ситуации в межличностных отношениях и так далее.
На какое количество детей в группе рассчитана программа?

Оптимальный размер группы не должен превышать 20 человек. Но если у вас 30 человек, определенные активности можно адаптировать под эту группу.

В первую очередь нужно сказать, что технологии поддержки работы в центрах разрабатывались как раз для ситуации большого числа детей на одного воспитателя. Дети начинают работать самостоятельно и не нуждаются в постоянном присмотре воспитателя. Воспитатель имеет возможность более углубленно работать с маленькой группой детей. В большинстве нулевых классов, с которыми мы работаем, это происходит достаточно успешно даже при большой наполняемости.
Второе замечание - необходимо подумать, как привлечь помощника воспитателя. В Америке мы уже прошли этот этап, когда помощники воспитателя только мыли посуду. Когда мы привлекли их к работе с детьми, результаты существенно улучшились. Возможно так же привлечение родителей, других взрослых, которые будут помогать воспитателю.
Пишут ли воспитатели программы и планы?
Да, они пишут планы занятий и составляют более долгосрочные планы. Например, если тема развивается в течение нескольких недель, то они планируют представление этой темы.
Есть ли в программе что-то схожее с темами недели?
Мы считаем, что за неделю ребенку не дается достаточно времени, чтобы овладеть содержанием темы. Наши темы продолжаются до четырех недель, но внутри темы существуют определенные этапы, небольшие смысловые отрезки, наполненные разным содержанием.
Как в программе происходит поддержка педагога?
Когда администрация идет нам навстречу, мы проводим определенное количество тренингов с педагогами. Потом мы работаем с методистами, а уже они осуществляют мониторинг по программе
Нас учителя ругают за то что у детей неправильное начертание букв
Во-первых, нужно отделить какие-то серьезные вещи относительно школы и просто предпочтения учителей, которые просто хотят себе облегчить жизнь.
Что касается написания букв. В программе письмо детям преподносится как деятельность коммуникативная, а не мелко моторная. То есть ребенок пишет для того чтобы что-то сообщить себе или другому, а то, как он это делает - не имеет большого значения. Но при этом в программе есть определенное количество занятий, направленных на развитие мелкой моторики, где дети действительно тренируются в выведении букв, даже элементов букв, но в контексте, совершенно не связанном с письмом. Эти две вещи для детей с самого начала не связаны. А потом, когда их мелкая моторика подтягивается к качеству их сообщений, написание букв не становится проблемой.

Каким образом организуется взаимодействие с родителями?
Поскольку программа внедряется в садах, которые могут быть включены в разные сообщества, часто мы опираемся на те способы взаимодействия, которые приняты в том или ином саду.
При этом мы предлагаем различные формы общения с родителями от родительских собраний до писем, которые идут домой по поводу каждой новой темы, специальные способы привлечения родителей к введению новой темы, когда родители приходят играют, показывают что-то или вместе с детьми мастерят некоторые поделки, которые будут использоваться в игре.

Может ил программа применяться в группах с детьми с ОВЗ?
В большинстве садов, в которых программа работает в Америке, есть дети с уже выявленными задержками развития или с еще не диагностированными проблемами. Поэтому в нашей программе, хотя она и не является компенсаторной, очень многое направлено на поддержку детей с речевыми задержками или другими проблемами.
У нас есть группы с детьми-аутистами, с синтромом Дауна, много детей с проблемами с вниманием, с проблемами социально-коммуникативных навыков и прочее, поэтому для них разработаны специальные технологии.

Например, если в группе есть ребенок с проблемой общения (на спектре аутизма или с другими проблемами),у нас есть специальная технология работы с типически развивающимися детьми, которые научат их поддерживать такого ребенка в игре. Эти дети становятся своего рода наставниками игры, и мы вместе придумываем роли для их сверстников с особыми потребностями ,с тем ,чтобы в этих ролях они чувствовали себя успешными, и в то же время не нарушали сюжет игры.
Предусмотрена ли диагностика воспитанников?
Самую важную диагностику выполняет конечно же воспитатель. Это формирующая диагностика, позволяющая построить индивидуальную поддержку конкретных детей или видоизменить способы работы со всей группой. Параллельно, если воспитатель предполагает, что у детей есть какие-то проблемы, привлекается помощь специалистов из группы поддержки, которые проводят первоначальную диагностику, а если при необходимости направляют ребенка к специалисту.
В наши активности встроены методы диагностики, которые воспитатель может проводить, так сказать, "по ходу дела" изо дня в день.
Как дети выбирают ту или иную игру?
Это акт балансирования между интересами детей и возможностями педагога, и что немаловажно, интересами педагога. Дети зажигаются игрой, когда педагогу эта сама игра интересна. Обычно это некая комбинация. Например: идею предлагают дети, а педагог помогает реализовать.

Дети заинтересовались Аляской. Воспитатель все здорово придумал: позвал дедушку, который строил нефтепровод на Аляске, который рассказал детям как там все устроено. Затем они весь класс трансформировали как какое-то место на Аляске, с ездой на собаках, полярным сиянием и с нефтепроводом, сделанным из вкладышей туалетной бумаги, который шел по всему коридору до кабинета директора. На этом примере наглядно видно, что интерес исходил от детей, но интерес был не оформлен, и воспитателю пришлось много поработать, чтобы этот интерес превратить в действительно познавательные занятия.
Как дети выбирают ту или иную игру?
Это акт балансирования между интересами детей и возможностями педагога, и что немаловажно, интересами педагога. Дети зажигаются игрой, когда педагогу эта сама игра интересна. Обычно это некая комбинация. Например: идею предлагают дети, а педагог помогает реализовать.

Дети заинтересовались Аляской. Воспитатель все здорово придумал: позвал дедушку, который строил нефтепровод на Аляске, который рассказал детям как там все устроено. Затем они весь класс трансформировали как какое-то место на Аляске, с ездой на собаках, полярным сиянием и с нефтепроводом, сделанным из вкладышей туалетной бумаги, который шел по всему коридору до кабинета директора. На этом примере наглядно видно, что интерес исходил от детей, но интерес был не оформлен, и воспитателю пришлось много поработать, чтобы этот интерес превратить в действительно познавательные занятия.
Сколько времени занимает игра от пребывания ребенка в саду
Практически все содержание нашей программы воплощается и играх или в совместной деятельности детей. То есть воспитатель работает не с группой одиночек, а с рядом пар или триад детей, работающих в малых группах. Фронтальные занятия проводятся очень редко.
Если программа реализуется в саду полный день, то около 45 минут дети проводят в запланированной игре, которую они планируют и пытаются этим планом воспользоваться. В другое время, обычно во второй половине дня есть блок свободной игры, когда они свободно выбирают центры, эту игру не нужно планировать. Остальное время занимают занятия с парами детей, которые могут осуществляться одним воспитателем со всей группой или два воспитателя делят детей на подгруппы и осуществляются занятия с парами детей или с малыми группами.
На каком материале происходят разговоры детей, проводимые в кругу или в малых группах?
Разговор детей друг с другом у нас поощряется в течении всего дня, в самых разных контекстах, в больших группах, малых группах или парах. И обычно такие разговоры проходят по поводу чего-то непосредственно пережитого детьми. Но иногда, обычно со старшими детьми, могут подниматься темы более абстрактных проблем (например: потенциальных конфликтах и способов их разрешения). Иногда дети делятся друг с другом тем, что с ними случилось, например, в прошлом.

Самое главное, что все дети вовлечены, они имеют возможность обсудить то, что их волнует, со своими сверстниками, не дожидаясь обязательной реакции взрослого.

Как через игру передаются методики лепки, рисования и т.д.
Дети приобретают эти навыки в то время в течение дня, когда могут свободно выбрать центр искусства, так же они сами или с воспитателем делают какие-то проекты. Основная часть этих поделок, рисунков и т.д. встраивается в формирование игры. Дети, даже такие маленькие, как трехлетки, или полностью самостоятельно, или с помощью воспитателя создают, воспроизводят или восстанавливают свои игровые материалы при подготовке к игре или в течение ее.

Большой плюс в том, что у детей, обычно не очень заинтересованные в этих занятиях (рисования, лепки и т.д.), появляется заинтересованность, они делают что-то для себя и для своих игровых партнеров.

Минус в том, что родителей приходится предупреждать, что гораздо меньше поделок будет посылаться домой, потому что дети этими поделками активно пользуются в группе. Вместо поделок мы отправляем родителям фотографиям игры с использованием этих материалов, созданных своими руками.


Можно ли использовать игру для физкульт минутки?
Да, конечно. Когда физкульт минутка проходит в группе, мы так и делаем. Если дети уходят на занятия физультурой в зал, то мы можем обучить учителей физкультуры проводить подобные игры в физкультурном зале.
Образовательные активности проводятся только в помещении? Могут ли они проводиться также на улице?
Нам очень нравится, когда дети выносят игру на улицу и продолжают использовать площадку как продолжение игровых центров. В теплое время года даже игровые центры могут дублироваться на улице, и дети могут продолжать свою игру. Есть некоторое количество двигательных игр, которые проще проводить на улице, потому что в группе обычно мало места. И любая спонтанная активность детей на улице очень приветствуется.
Опишите, пожалуйста, подробно режим первой половины дня. Особенно интересует процесс смены видов деятельности.
Стандартного режима в программе нет.
В общих чертах: дети приходят (пока собираются, все те, кто пришёл, вовлечен в некую активность (делают задание на повторение), затем утренний сбор, где все дети присутствуют и существует некий набор вещей или активностей, которые всегда присутствуют во время утреннего сбора, и есть вещи, которые воспитатель сам выбирает (например: какую книжку прочитать).

После может быть некоторая работа в малых группах (пример: воспитатель, помощник воспитателя, делят группу пополам и они примерно 20 минут выполняют какое-нибудь задание с парами детей, предположим с чтением или письмом, или некая двигательная активность). После этого они идут планировать игру и потом играть в течение часа. Затем прогулка и обед.

Переход от одного вида деятельности к другой - это некая горячая точка, так как в это время сложно уследить, что дети делают или не делают в это время. Есть некие специальные технологии которые помогут перейти от одной деятельности к другой самостоятельно, с тем, чтобы воспитатель не подгонял, не торопил, не помогал детям постоянно. Переход от одной деятельности к другой - это режимный момент, которому уделяется достаточно большое внимание.

Поделимся с вами одной находкой (возможно вам сразу захочется ей воспользоваться). Когда дети играют в центрах и после этого им предстоит перейти, предположим, на занятие на ковре, когда воспитатель работает со всей группой. Сам процесс уборки игрушек обычно затягивается, воспитатель вынужден торопить детей. В этом случае мы поступаем следующим образом - воспитатель выбирает некоторую песенку, которая состоит из нескольких куплетов, которые очень хорошо отделяются по словам (хорошо запоминаются),и включает эту песенку в то время, когда дети должны прибирать игрушки (песня длится несколько минут). И дети достаточно скоро запоминают, что когда начинается первый куплет, они начинают прибирать, а когда предпоследний, они должны почти закончить, а когда последний, то они садятся на ковер. И это звуковое напоминание практически полностью исключает необходимость торопить детей или подсказывать, дети начинают регулировать себя и своих партнеров по игре с тем, чтобы все было убрано за короткое время.
Как строится взаимодействие со специалистами детского сада?
В лучшем варианте в обучении по программе участвуют все взрослые, взаимодействующие с детьми, то есть руководитель, методист, воспитатель, психолог, логопед, специалист по физкультуре. Есть возможность провести отдельный тренинг для специалистов. Главное, чтобы все специалисты, работающие с ребенком, работали на основе одной и той же философии, чтобы не было расхождений в том, как к ребенку подходят в группе и на индивидуальных занятиях.
Какова специфика работы педагога, педагога-психолога, логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Есть ли комбинированные группы?
Большинство наших методик разработаны так, чтобы у детей с ограниченными возможностями была возможность включиться в деятельность вместе со своими сверстниками. Разработаны и рекомендации по работе с этими детьми для логопедов и психологов.

Мы предпочитаем, чтобы взрослый приходил в группу и работал с детьми, а не вынимал ребенка из группы один на один. Это связано с тем, что у малышей еще не сформировался навык переноса того, чему они научились на этих занятиях в ситуацию развития речи в группу. Поэтому, когда взрослый приходит с ребенком в группу этот перенос осуществляется легче.

В Америке программа используется в комбинированных группах, как с инклюзией, так и обратной инклюзией (большинство детей имеют специфические потребности и несколько типически развивающихся детей, тоже в этой группе, как модель для поведения).

Так как программа основана на теории Выготского с использованием теории Александра Романовича Лорри, кореркционные технологии встроены в дизайн самих активностей с тем, чтобы если в группе оказываются дети с какими-либо нарушениями, программа работала и как коррекционная.

Какова специфика работы педагога, педагога-психолога, логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Есть ли комбинированные группы?
Большинство наших методик разработаны так, чтобы у детей с ограниченными возможностями была возможность включиться в деятельность вместе со своими сверстниками. Разработаны и рекомендации по работе с этими детьми для логопедов и психологов.

Мы предпочитаем, чтобы взрослый приходил в группу и работал с детьми, а не вынимал ребенка из группы один на один. Это связано с тем, что у малышей еще не сформировался навык переноса того, чему они научились на этих занятиях в ситуацию развития речи в группу. Поэтому, когда взрослый приходит с ребенком в группу этот перенос осуществляется легче.

В Америке программа используется в комбинированных группах, как с инклюзией, так и обратной инклюзией (большинство детей имеют специфические потребности и несколько типически развивающихся детей, тоже в этой группе, как модель для поведения).

Так как программа основана на теории Выготского с использованием теории Александра Романовича Лорри, кореркционные технологии встроены в дизайн самих активностей с тем, чтобы если в группе оказываются дети с какими-либо нарушениями, программа работала и как коррекционная.

Как можно пройти обучение по программе?
Записаться на обучение можно, подав заявку на обучение здесь, указав контакты подающего заявку и ФИО всех обучающихся.
Обучение проходит в группах до 30 человек.
Организациям, сотрудничающим с организаторами по набору группы в регионе, предоставляются особые условия.
Можно ли стать ресурсным центром программы?
По вопросу получения статуса ресурсного центра программы обращайтесь к нашим специалистам.
Не нашли ответа на Ваш вопрос? Задайте его нам!
Ответы на Ваши вопросы будут получены в ходе вебинара с автором-разработчиком и придут прямо к Вам на почту.