Самоконтроль: лучшее, чему можно научить ребенка
На что направить развитие ребенка, чтобы его детство было счастливым, а будущее –успешным? Мировая педагогическая практика отвечает: на самоконтроль. Это действительно лучшее, что вы можете дать ребенку. Самоконтроль поможет решить многие проблемы, которые так беспокоят и родителей и воспитателей: от социализации до учебы в школе.
Умение контролировать свое поведение появляется у детей в период от 2 до 3 лет, быстро улучшается до 4 летнего возраста, затем темпы роста снижаются, но сам процесс продолжается до 7 лет.

Маршмеллоу-тест: конфета или терпение
Способность детей дошкольного возраста противостоять минутным искушениям служит гораздо более надежным показателем их последующих академических успехов, чем коэффициент IQ. Для определения способности самоконтроля используется известный маршмеллоу-тест: на стол кладут конфету или другой привлекательный объект и говорят ребенку, что он получит вдвое больше, если подождет несколько минут и не съест предложенное прямо сейчас. Среднее время ожидания у 4-летних детей составляет около 6 минут. Ребенок, который может продержаться 15 минут, показывает выдающийся результат и определенно заслуживает вторую конфету. Учёные обнаружили, что у детей, которые в дошкольном возрасте были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно, нежели у их более нетерпеливых сверстников.

Большую роль здесь играет и то, что способность контролировать свое поведение важна не только для успехов в учебе, но и для более позитивного общения со сверстниками. Для успешной социализации и работы в диалоге и в команде, детям просто необходимо умение договариваться или хотя бы дослушать собеседника до конца, что затруднительно, если ребенок не может контролировать свои эмоции. Как показали исследования, дети, обладающие навыками самоконтроля, куда реже проявляют гнев и страх, их эмоциональный интеллект выше – они обладают лучшей способностью сопереживать. Со стороны такие дети выглядят более компетентными, терпеливыми и аккуратными, что станет важно уже через несколько лет – в школьной и взрослой жизни.
Учимся, играя
Все это выглядит более чем привлекательно и важно, но как помочь ребенку развить в себе навыки самоконтроля? Ответ экспертов дошкольного образования и психологов: через игру. Игры маленьких детей способствуют развитию основной функции мозга – способности контролировать свое поведение для достижения цели.
Когда 4-летнего ребенка просят стоять неподвижно так долго, как это возможно, результат обычно составляет немногим меньше одной минуты. Но если его просят изобразить стражника перед замком, он способен удерживать неподвижную позу в 4 раза дольше. Причина проста: дети любят играть и вкладывают в игры свою мотивацию к достижению успеха. А самое важное – творческая игра имеет правила, к которым дети относятся серьезно. Например, для того чтобы играть в школу, надо вести себя как учитель и подавлять желание вести себя как боевой летчик. Следование правилам игры, а также внимание к выполнению правил игры другими ее участниками, дает детям первоначальный опыт управления своим поведением для достижения желаемой цели.

Tools of the Mind
Новаторская дошкольная программа под названием «Tools of the Mind» достигла значительных успехов, используя форму игры, чтобы научить детей контролировать свои побуждения и упорядочивать свое поведение для достижения цели. В садах, работающих по этой программе, детей просят планировать ход своей игры («я собираюсь отвезти ребенка к доктору»), а потом придерживаться этого плана. В процессе игры используются образные подсказки, помогающие детям соблюдать правила. Например, в игре, где один участник должен говорить, а другой – слушать его, говорящий ребенок держит картонное изображение рта, а слушающий – картонное ухо, напоминающие детям об их игровых ролях. Такая картинка помогает следовать своей роли и контролировать поведение партнера, обращаясь к картинке в его руках. Более того, эти атрибуты роли снижают возможность конфликта между играющими – слушающий ребенок знает, что его очередь говорить придет тогда, когда настанет время меняться карточками.

Приведенный пример – это только одна из активностей программы, направленных на планирование, контроль и самоконтроль детей дошкольного возраста. Практика показывает, что даже самые маленькие дети могут эффективно развивать навыки самоконтроля с помощью игр.

Программа дошкольного образования Рыбаков Фонда

В 2016 году «Рыбаков Фонд» запустил разработку собственной программы дошкольного образования на основе и с привлечением экспертов программы Tools of the Mind.

Больше информации о российской программе дошкольного образования Рыбаков Фонда на сайте проекта Университет детства doshkolka.rybakovfond.ru

По всем вопросам, связанным с обучением по программе и оформлением экспериментальной площадки на базе ДОУ обращайтесь по адресу doshkolka@rybakovfond.ru